- Ситуационная помощь — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами.
- Оказание ситуационной помощи осуществляется ответственным работником инвалидам, не имеющим возможности самостоятельного передвижения и ориентирования, независимо от обеспечения доступности учреждения образования.
- Инвалиду, сопровождающему его лицу с целью получения какой-либо услуги или информации предоставляемой учреждением, рекомендуется предварительно сообщить об этом ответственному работнику по телефону: ………... При обращении необходимо указать характер и объем требуемой ситуационной помощи.
- Оказание ситуационной помощи осуществляется после получения устного согласия инвалида.
- При оказании ситуационной помощи обеспечиваются:
5.1. уточнение у инвалида характера и объема необходимой ситуационной помощи по возможности до посещения учреждения;
5.2. уточнение характера и объема необходимой ситуационной помощи, порядка ее оказания непосредственно инвалиду при посещении учреждения;
5.3. обращение непосредственно к инвалиду.
- Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи:
Код |
Преимущественный вид помощи |
Ситуационная помощь |
К – инвалид передвигается в коляске |
Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т. ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к мобильности. |
Нуждается в помощи сотрудников организации при передвижении по территории организации. |
О – с поражением опорно-двигательного аппарата |
Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т. ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к самообслуживанию и бытовой жизни. |
Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации. |
С – инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации |
Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к самообслуживанию и бытовой жизни. |
Инвалид по зрению (слепой). Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации |
Г – инвалид глухонемой или глухой |
Нуждается в специализированной помощи (сурдопереводчика) при формальных взаимоотношениях (преимущественно вне дома) в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением способности к общению и межличностному взаимодействию (глухонемые, глухие). |
При формальных взаимоотношениях с сотрудником организации нуждается в услугах сурдопереводчика |
У – инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением |
Составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций. При посещении организации инвалидам с кодом «У» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником организации при возникающих затруднениях |
Сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход); - ознакомление с расположенной в организации информацией; - помощь в заполнении документов (уточнить информацию) |
- Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К»: (инвалид передвигается на коляске, костылях):
Ответственный работник:
выходит, на улицу, открывает входные двери;
узнает цель посещения;
оказывает помощь при входе в здание;
если получатель социальных услуг предварительно записан на прием к специалисту, сопровождает до кабинета;
при обращении без записи, сообщает администрации о получателе социальных услуг, сопровождает для решения вопроса;
сопровождает получателя услуг до выхода;
оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
- Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С» (инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации)
Ответственный работник:
встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);
узнает цель посещения;
открывает входные двери;
помогает войти в здание;
если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета (возможно с поддержкой под локоть);
при обращении без записи, сообщает администрации о получателе социальных услуг;
сопровождает в кабинет для решения вопроса (возможно с поддержкой под локоть);
по необходимости оказывает помощь при ориентации в кабинете;
при необходимости консультации другого специалиста сопровождает получателя социальных услуг в передвижении по кабинетам, поддерживая его под локоть;
сопровождает получателя услуг до выхода.
оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
- Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О» (инвалид с поражением опорно-двигательного аппарата)
Ответственный работник:
встречает инвалида;
узнает цель посещения;
оказывает помощь при входе в здание;
сообщает администрации о посещении инвалида с ограничением передвижения с целью организации посещения;
если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
при обращении без записи, сообщает администрации о получателе социальных услуг, сопровождает для решения вопроса;
сопровождает получателя услуг до выхода;
оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
- Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г» (инвалид глухонемой или глухой)
Ответственный работник:
встречает инвалида;
узнает цель посещения;
сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);
во время пребывания инвалида в учреждении образования сопровождает инвалида по территории учреждения;
сообщает администрации о посещении инвалида с ограничением передвижения;
если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
при обращении без записи, сообщает администрации о получателе социальных услуг, сопровождает для решения вопроса;
оказывает помощь в заполнении документов;
по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;
оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
- 11. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У» (инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением)
Ответственный работник:
встречает инвалида;
узнает цель посещения;
сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);
если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
при обращении без записи, сообщает администрации о получателе социальных услуг, сопровождает для решения вопроса;
оказывает помощь в заполнении документов;
по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;
оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
уточнение характера и объема необходимой помощи (по возможности) до посещения объекта (например, путем размещения на сайте организации информации о необходимости предварительно сообщить в установленном порядке о посещении организации инвалидом и его особых потребностях);
уточнение характера и объема необходимой помощи, порядка ее оказания непосредственно с инвалидом при его обращении в организацию (посещении объекта);
оказание помощи только после уточнения согласия инвалида ее принять, без навязывания, с соблюдением нравственно-правовых принципов общения и взаимодействия;
осуществление тактильного контакта или иного вмешательства в личное пространство только после получения согласия инвалида.
- 1. При взаимодействии с людьми с инвалидностью должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладать индивидуальный подход к человеку:
1.1. при разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.
1.2. при знакомстве с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
1.3. при встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
1.4. в случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.
1.5. к ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с инвалидом с нарушениями умственного развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на ты, только в случае знакомства.
1.6. при разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
1.7. избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.