ГУО «Жодинский социально-педагогический центр»
Рекомендации по выявлению жертв насилия
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.
Внешний вид детей:
- припухлые, "заспанные" глаза;
 - бледное лицо;
 - сосание пальцев, раскачивание;
 - синяки на теле;
 - переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.
 
Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Поведение пострадавших детей:
- неожиданная смена настроения;
 - приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);
 - ребенок разговаривает сам с собой;
 - игра в воображаемом мире;
 - повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки;
 - хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;
 - чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
 - нежелание идти домой, бродяжничество.
 
Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
 - отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
 - неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;
 - эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
 - обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
 - негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
 - алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.
 
Главными последствиями насилия являются:
- виктимность - избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите;
 - немотивированная агрессия и воспроизводство самой жестокости - в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных действий, а жестокость изливают на младших по возрасту или на животных;
 - трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, а при отсутствии авторитета в школе такие дети могут примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам;
 - эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет, а чаще – просто боится проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;
 - задержка физического и психического развития – такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе;
 - тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);
 - низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;
 - вызывающее и эксцентричное поведение - заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём;
 - недоверие к людям.
 
Материал подготовила:
педагог-психолог Жодинского СПЦ
Коношонок Т.Л.
Вернуться в раздел Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи








